Не уверен – не обгоняй.
Наверное, нет другого такого пункта правил Ездового спорта, вокруг которого сломано столько копий, а также лыж, палок, велосипедов и нарт. Испорченный инвентарь это ещё полбеды, иногда доходит и до ущерба здоровью спортсменов и мирного населения. А сколько испорчено отношений! Большая часть протестов на соревнованиях подается из-за неправильных действий во время обгонов. Казалось бы, в правилах все расписано до тонкостей: когда можно обгонять, когда нельзя, какие слова произносить, и как на них реагировать.
Но даже доскональное знание правил не гарантирует «правильных» обгонов. В нескольких пунктах невозможно описать все многообразие реальных ситуаций, поэтому безупречное выполнение обгонов приходит только с опытом, который, как известно, «сын ошибок трудных». И для того, чтобы эти ошибки не были слишком трудными, мы составили небольшой список практических рекомендаций в дополнение к общепринятым правилам обгона.
Сначала – самое главное: безопасное выполнение обгонов в ЕС возможно, только если собаки однозначно и четко выполняют команды гонщика. То есть, прежде чем выйти на трассу соревнований, нужно выучить со своими четвероногими партнерами основные команды – запрещающую, фиксирующую (команда остановки), ускоряющую и замедляющую темп бега, команды поворотов (вправо и влево), а также смещения от средины трассы к краю. Это требование простого здравого смысла: вы же не сядете за руль автомобиля без руля и тормозов. А на такой автомобиль больше всего и похожа плохо обученная упряжка.
Итак, если обгоняете Вы: Если вы догнали участника на трассе, идите на обгон сразу – больше шансов с ходу «прошить» его и оторваться.
Исключение – сложные участки трассы: скоростные закрытые спуски, очень узкие места, повороты. Лучше притормозить и пройти опасный участок спокойно, чем создавать «аварийную ситуацию».
К сожалению, это не всегда возможно, поэтому если все же вы решили совершить обгон на повороте, обгоняйте по внешнему радиусу. Собаки часто очень круто «режут» повороты, и, обгоняя по внутреннему радиусу, вы рискуете наехать на потяг или даже на собаку соперника.
Если вы обгоняете на спуске – постарайтесь сделать это в самом его начале, тогда ваши (более быстрые собаки) смогут пройти его в своем темпе. Если в начале не удалось, выбирайте для обгона максимально пологий и прямой участок.
Если вы догнали другого участника перед подъемом, целесообразно пройти часть подъема за ним, а на второй, самой трудной, половине резким рывком совершить обгон. Это нелегко, но эффект того стоит – велика вероятность, что на спуск вы уйдете уже в отрыве.
При приближении к обгоняемому заблаговременно (зависит от скорости, но не менее, чем за 10-15 сек до обгона) и громко попросите освободить трассу командой «Дорогу!», «Trail!» или подобными. Если участник не реагирует, продублируйте команду, возможно он просто вас не слышит.
Подавайте команду обгона всегда! Даже если ширина трассы позволяет разойтись без смешения к краю. Этим Вы дадите обгоняемому время подготовиться и дать соответствующие команды своим собакам.
Помните – чем больше разница ваших скоростей, чем больше сомнений в опытности обгоняемого, тем раньше надо подавать команду.
Можно одновременно с командой сообщить обгоняемому с какой стороны Вы намерены его обойти (справа или слева). В любом случае следите за действиями обгоняемого, будьте готовы к любым неожиданностям, при необходимости корректируйте свое положение.
Завершив обгон, постарайтесь оторваться от соперника, увеличив темп. Это позволит избежать опасной ситуации повторных обгонов.
Дорогу вам должны уступить после первого, максимум второго требования, исключая финишный коридор и места на трассе, где обгон запрещен. Если Вас намеренно не пропускают (не освобождают трассу даже после ваших неоднократных просьб), постарайтесь обойти соперника по обочине трассы. Запомните номер участника, сразу после финиша сообщите об инциденте судье и пишите протест.
Решением судейской коллегии соревнований на трассе могут быть отмечены особо опасные участки, где обгон запрещен. Об этом решении гонщиков должны оповестить на открытии соревнований или на предстартовом собрании. Также эти участки должны быть отмечены на карте трассы и непосредственно на дистанции специальными знаками.
Что касается финишного коридора, то в нем правила обгона не действуют, но это не означает, что никто не имеет права Вас обогнать или, что Вам разрешено препятствовать проходу обгоняющего. В финишном коридоре действует общее правило – не создавать помехи движению других гонщиков, за неоднократное или намеренное нарушение этого правила, кстати, может последовать дисквалификация. Поэтому, если финишный коридор не разделен на полосы для параллельного движения, то в нем, так же как и на других участках трассы, необходимо подавать команду обгона. Это вопрос этики и безопасности – Вы сообщаете гонщику о своем появлении у него за спиной. Иногда из тактических соображений, гонщики не делают этого, предпочитая быстрый, внезапный обгон, чтобы соперник не успел среагировать. Особенно часто это происходит в гонках преследования. Порой эти несколько секунд преимущества и решают судьбу медали, но надо всегда соизмерять степень риска и его цену – если ширина трассы или ваше мастерство недостаточны, такой маневр, скорее всего, приведет к столкновению.
В финишном коридоре можно не останавливаться и не снижать скорость при обгоне, не соблюдать минимальную дистанцию (15м для упряжек, 6м для всех остальных), сразу же идти на обратный обгон, но – еще раз – соизмеряя степень риска и его цену.
Если обгоняют Вас: Если Вы услышали команду обгона – немедленно освободите середину трассы и снизьте скорость.
Если прозвучало указание стороны обгона – смещайтесь строго в противоположную, следите, чтобы Ваши собаки тоже достаточно сместились в нужную сторону.
При необходимости или по команде обгоняющего остановитесь и придержите собак. Помните – за поведение своих собак отвечаете только Вы сами, даже провокация со стороны соперника – не повод затевать «разборки» на трассе.
И самое важное!!! Услышав команду, не оглядывайтесь назад (на велосипеде и карте вы теряете направление движения, бегом можете споткнуться, но главное, оборачиваясь, Вы теряете драгоценные секунды, которые Вам отведены на Ваши действия для освобождения трассы).
От того, что Вы посмотрите назад, Ваши действия все равно не изменятся, а время Вы упустите и создадите тем самым дополнительную помеху обгоняющему Вас спортсмену. Обратите внимание, как Вам уступают дорогу люди занимающиеся спортом и те, кто от спорта очень далек. Спортсмены моментально отскакивают в сторону, освобождая Вам трассу, а гуляющим нужно обязательно повернуться и рассмотреть, кто это сказал и стоит ли вообще совершать какие-то телодвижения. Не уподобляйтесь гуляющим "чайникам"!
Если Ваши собаки «зацепились» за обогнавшую вас команду, двигайтесь за ней, соблюдая минимальный интервал движения (15м для упряжек, 6м для всех остальных)
Если ширина трассы и Ваша скорость позволяют двигаться параллельными курсами, спросите у обогнавшего, не помешает ли это ему.
Не совершайте обратного обгона как минимум 800м. И не только потому, что так написано в правилах. Ваши собаки в азарте могут какое-то время бежать быстрее своих возможностей, и даже пытаться выйти опять вперед, но, если им позволить это, скорее всего они сразу сбавят темп, и сопернику снова придется обгонять Вас. Подумайте, ведь гонщик, обогнавший Вас, вероятно быстрее - не стоит мешать ему, затевая череду повторных обгонов.
Помните, что параллельный бег и повторные обгоны – потенциально опасное положение, которое требует определенного уровня мастерства, достаточной ширины трассы и уверенности в адекватности не только своих, но и чужих собак.
Основная задача участников обгона – не создать помехи друг другу, на этом принципе должны быть построены абсолютно все действия. Изучите правила, думайте, будьте внимательны, следите за своими собаками и сразу же пресекайте малейшие проявления агрессии. Как у себя, так и у своих собак.
Отнеситесь к этому серьезно – это тот случай, когда спортивная этика и уважение к другим гонщикам в большей степени, чем мастерство, являются гарантией безопасности на трассе.
А.Левинская
К. Туренков
http://www.sled-dogs.ru/010_ezdovoy.html