Уважаемые посетители форума! Пожалуйста, зарегистрируйтесь и заполните свой профиль! Анонимы будут удаляться! Пожалуйста, задавайте вопросы в соответствующих темах, будьте взаимно вежливы! Форум создан для позитивного общения городских собачников, разжигатели конфликтов будут безжалостно баниться! Все вновь зарегистрировавшиеся попадают на премодерацию. И добавляются только после проверки администратором. Объявления о продаже щенков разрешается вешать только постоянным участникам форума.

Читать правила подачи объявлений

ВНИМАНИЕ! Дорогие друзья! С 1 июля мы переехали на новое место! Наш новый адрес: пр. Московский д.138 А, МЦ "Интерьер". Добро пожаловать!

АРХИВ



АвторСообщение





Сообщение: 500
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Набережные Челны
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.10 10:37. Заголовок: Минимальные теоретические знания, необходимые для успешной дрессуры


материал сперт отсюда
© на материалы принадлежит Сидельникову А.В.

Советую читать понемногу, каждый день, пытаясь осмысливать и понимать написанное и по возможности примерять к своей собаке. Очень многие вопросы, которые есть в головах собаковладельцев имеют решение в данной статье. Понимание процесов, происходящих в голове собаки, убережет вас от многих и многих ошибок в обучении и общении с собакой. Материал непрост, но полезен. Данный цикл статей придерживается классических предствалений о дрессировке и вобщем лежит в основе любой здравой теории дрессуры. Прочувствовав данный материал, можно двигаться дальше и знакомится с другими теориями дресссировки, которые будут в чем то противоречить этой, а в чем то пересекаться, но в любом случае, все здесь написанное - основа.

Раздражители




Дрессируя собаку, мы тем или иным образом воздействуем на нее: подаем команды голосом и жестами, работаем поводком, применяем лакомство и апортировочный предмет. Кроме того, для выработки тех или иных реакций мы создаем определенные условия: прокладываем запаховый след, работает помощник (защитная работа), применяем запаховые закладки (поиск взрывчатки, например). Но кроме всего перечисленного каждый более-менее опытный владелец собаки знает, что есть условия, в которых его питомец будет работать, а есть условия, в которых собака практически не реагирует на хозяина и на его команды. И зависит все в таких случаях от окружающей обстановки.

Учитывая все эти воздействия - естественные или создаваемые искусственно, мы говором о раздражителях. Что же такое раздражители? Раздражители - это все, что воздействует на собаку и вызывает ответную реакцию.

Все ли можно назвать раздражителем?

Представим себе ситуацию: вы вышли со своей собакой погулять в незнакомое для нее место. Рядом находится автостоянка, и периодически машины въезжают на территорию и выезжают с нее. Собака пытается исследовать площадку, во время движения машин останавливается и внимательно на них смотрит. Будут ли новые условия обстановки являться раздражителями для нее? Несомненно, ведь они воздействуют на собаку и вызывают ответную реакцию.

Теперь представьте себе, что вы в течение двух месяцев ежедневно гуляете со своим питомцем на этой площадке. И собака не только не реагирует на проезжающие автомобили, она не пытается исследовать площадку, и играет только с апортировочным предметом, который вы принесли специально. Будут ли условия являться раздражителями? Не торопитесь с ответом. Посмотрим еще раз на определение. Условия обстановки, несомненно, воздействуют на собаку, ведь она слышыт звук проезжающих машин, видит их, видит кусты и деревья, но… Собака ведь ни на что это не реагирует! Почему? Привыкла, скажете вы. И будете абсолютно правы. Теперь та же самая обстановка не является раздражителем для той же самой собаки.

Я видел, как служебная собака, кстати, не обладавшая очень уж сильной нервной системой, спокойно разгуливала на стоянке самолетов. При этом буквально в каких-то ста метрах от нас разворачивался пассажирский лайнер. От оглушительного грохота я не мог разговаривать со своими коллегами, двигатели подняли тучи пыли и с силой, сравнимой с хорошим ветром, швыряли все это в нас. До сих пор помню, что на меня этот момент произвел сильное впечатление. А собака (она работала на наркотики) никак не реагировала на эту обстановку и играла с апортировочным предметом.

Мы видим, что не все зависит от обстановки, да и собака физически не изменилась. Изменилась только ее реакция. И раздражители перестали для нее существовать.

Отсюда следует первый практический вывод: собака привыкает к часто применяемому раздражителю, и его сила для нее снижается.

Казалось бы, чего проще - сначала нужно приучить собаку к обстановке на площадке, затем приступать к дрессировке. Но все зависит от того, какие цели мы преследуем. На начальном этапе дрессировки собаки по курсу послушания сильные обстановочные раздражители действительно нужно свести к минимуму. Но когда основные навыки выработаны, нам нужно приучить собаку работать в любых условиях обстановки. Теперь важно увеличить силу воздействия обстановочных раздражителей, причем делать это нужно постепенно. Действительно, есть о чем задуматься при разработке программы дрессировки!

Но собака привыкает не только к обстановочным раздражителям. Часто приходится видеть, как не очень грамотный дрессировщик, вырабатывая навык движения рядом, постоянно натягивает поводок (или дает собаке его натягивать). Все знают, что это неправильно. Но почему? Да потому что собака и к постоянно натянутому поводку привыкает. И это натяжение перестает быть сколько-нибудь значимым для собаки, она на него просто не реагирует. А теперь представьте себе, что поводок все время расслаблен. При малейшем отклонении собаки в сторону дрессировщик не тянет, а дергает поводок (рывок поводком). В следующий раз рывок сильнее. В третий раз - очень сильно. Раздражители все время разные, причем зависят от степени отклонения собаки от требуемого положения. Привыкнет ли собака к таким раздражителям? Вряд ли.

Какие бывают раздражители?

Во-первых, их делят на внешние и внутренние. Внешние раздражители действуют извне, внутренние - внутри организма собаки. При дрессировке мы в основном применяем внешние раздражители, но должны учитывать и внутренние. Например, голодная собака, как правило, лучше работает. Особенно с пищевой мотивацией. Этим правилом следует пользоваться: для того, чтобы занятия были более эффективными, их никогда нельзя проводить сразу после кормления. Собака должна быть в полуголодном состоянии, после приема пищи должно пройти от 12 до 24 часов. Говоря о внутренних раздражителях, следует также помнить, что больная собака не будет работать эффективно, поэтому при снижении уровня работоспособности собаки без видимых причин всегда необходимо проверить, здоров ли ваш питомец.

Во-вторых, раздражители разделяют по органам чувств, на которые они воздействуют. Например, механические, вкусовые, слуховые, зрительные, запаховые и т.д. (насчитывается более десятка чувств, среди которых чувство равновесия, голода, и т.д.). Считают, что раздражители, действующие контактно, действуют более сильно, чем действующие дистанционно. Например, команда голосом или жестом по своей природе менее действенна, чем рывок поводком; пищевое подкрепление более эффективно, чем команда "Хорошо"; удар действует сильнее, чем окрик. Мы можем научить собаку безотказно работать по очень слабым раздражителям, но для этого нужно четко представлять себе, какие из них слабые, а какие - сильные.

И в-третьих, раздражители разделяют на условные и безусловные.
В чем разница?

* Безусловные раздражители вызывают врожденную ответную реакцию.
* Условные раздражители вызывают реакцию, выработанную в процессе жизни или дрессировки.

Например, команда "сидеть", поданная нами недрессированной собаке, заставит ее обернуться, прислушаться, и т.д., но никак не заставит собаку сесть. Эта команда вызовет врожденную ориентировочную реакцию, и будет безусловным. Но та же команда, поданная дрессированной собаке, заставит ее сесть. Проявляется выработанная реакция, и раздражитель будет условным.

Таким образом один и тот же раздражитель может быть условным и безусловным, в зависимости от того, какую реакцию он вызывает.

Учение - изучение правил,
опыт - изучение исключений
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]







Сообщение: 501
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Набережные Челны
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.10 10:40. Заголовок: Рефлексы В специ..


Рефлексы



В специальной литературе, в разговорах специалистов - кинологов и любителей-дрессировщиков часто употребляется термин "рефлекс", но при этом единого понимания значения этого термина в среде кинологов нет. Сейчас многие увлекаются западными системами дрессировки, в употребление вводятся новые термины, но при этом мало кто до конца разбирается в старой терминологии. Мы постараемся помочь систематизировать представления о рефлексах тем, кто уже многое подзабыл, и получить эти представления тем, кто только начинает осваивать теорию и методику дрессировки.

В данной статье представлены классические понятия о рефлексах, принятые в отечественной кинологии. Большинство определений, используемых в статье (выделено курсивом), это - то, чему учила старая советская школа кинологии. Определения, выделенные курсивом и подчеркиванием, - разработаны автором статьи.

Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражитель.


(Если вы не читали статью о раздражителях, то обязательно сначала прочтите ее, а затем переходите к данному материалу).

Безусловные рефлексы


Безусловный рефлекс - врожденная ответная реакция организма на раздражитель.

Каждый безусловный рефлекс проявляется в определенном возрасте и в ответ на определенные раздражители. Щенок в первые же часы после своего рождения способен находить соски матери и сосать молоко. Эти действия обеспечиваются врожденными безусловными рефлексами. Позже начинает проявляться реакция на свет и движущиеся объекты, способность жевать и глотать твердую пищу. В более позднем возрасте щенок начинает активно обследовать территорию, играть с однопометниками, проявлять ориентировочную реакцию, активно-оборонительную реакцию, реакцию преследования и добычи. Все эти действия основаны на врожденных рефлексах, различных по сложности и проявляемых в различных ситуациях.

По уровню сложности безусловные рефлексы подразделяются на:

* простые безусловные рефлексы
* рефлекторные акты
* реакции поведения
* инстинкты

Простые безусловные рефлексы - элементарные врожденные реакции на раздражители. Например, отдергивание конечности от горячего предмета, мигание века при попадании в глаз соринки и т.д. Простые безусловные рефлексы на соответствующий раздражитель проявляются всегда, изменению и исправлению не поддаются.

Рефлекторные акты - определяемые несколькими простыми безусловными рефлексами действия, выполняемые всегда одинаково и независимо от сознания собаки. В основном рефлекторные акты обеспечивают жизнедеятельность организма, поэтому всегда проявляются надежно и не поддаются коррекции.

Некоторые примеры рефлекторных актов:
- дыхание;
- глотание;
- отрыгивание

Мы не будем называть все рефлекторные акты, которые можно наблюдать у собаки ;-)

Дрессируя и воспитывая собаку, следует помнить, что единственный способ предотвратить проявление того или иного рефлекторного акта - изменить или убрать раздражитель, его вызывающий. Так, если вы хотите, чтобы во время отработки навыков послушания ваш питомец не отправлял естественные надобности (а он все равно это сделает, если есть необходимость, невзирая на ваш запрет, ведь это проявление рефлекторного акта), то выгуляйте собаку перед тренировкой. Тем самым вы устраните соответствующие раздражители, вызывающие рефлекторный акт, нежелательный для вас.

Реакции поведения - стремление собаки осуществить те или иные действия, основанное на комплексе рефлекторных актов и простых безусловных рефлексов.

Например, реакция апортировки (стремление подбирать и носить предметы, играть с ними); активно-оборонительная реакция (стремление проявлять агрессивную реакцию на человека); обонятельно-поисковая реакция (стремление разыскивать объекты по их запаху) и многие другие. Обратите внимание на то, что реакция поведения - это еще не само поведение. Например, собака обладает сильной врожденной активно-оборонительной реакцией поведения и при этом слаба физически, мала ростом, а также в процессе жизни постоянно получала негативный результат при попытках реализации агрессии на человека. Будет ли она вести себя агрессивно и будет ли она опасна в конкретной ситуации? Скорее всего, нет. Но врожденную агрессивную склонность животного нужно учитывать, и эта собака вполне сможет атаковать слабого противника, например, ребенка.

Таким образом, реакции поведения являются причиной многих действий собаки, но в реальной обстановке их проявление можно контролировать.

Мы привели негативный пример, показывающий нежелательное поведение собаки. Но попытки выработать нужное поведение при отсутствии необходимых реакций окончатся неудачей. Например, бесполезно готовить розыскную собаку из кандидата, у которого отсутствует обонятельно-поисковая реакция. Не получится охранника из собаки с пассивно-оборонительной реакцией (из трусливой собаки).

Инстинкты - врожденная мотивация, определяющая долгосрочное поведение, направленное на удовлетворение тех или иных потребностей.

Примеры инстинктов: половой инстинкт; инстинкт самосохранения; охотничий инстинкт (часто трансформированный в инстинкт добычи) и др.

Животное не всегда совершает действия, продиктованные инстинктом. Собака может под влиянием тех или иных раздражителей проявлять поведение, никак не связанное с реализацией того или иного инстинкта, но в целом животное будет стремится его реализовать. Например, если возле дрессировочной площадки появится течкующая сука, поведение кобеля будет определяться половым инстинктом. Управляя кобелем, применяя определенные раздражители, вы сможете заставить кобеля работать, но если ваш контроль ослабнет, кобель вновь будет стремиться реализовать половую мотивацию. Таким образом, безусловные рефлексы являются основной мотивирующей силой, определяющей поведение животного. Чем ниже уровень организации безусловных рефлексов, тем меньше они управляемы.

Безусловные рефлексы являются базой поведения собаки, поэтому тщательный отбор животного в дрессировку, определение способностей к той или иной службе (работе) является крайне важным.

Считается, что успех эффективного использования собаки определяется тремя факторами:
- отбор собаки в дрессировку;
- дрессировка;
- грамотное применение собаки

Причем важность первого пункта оценивается в 40%, второго и третьего - по 30% каждый.

Условные рефлексы

Условный рефлекс - ответная реакция организма на раздражитель, выработанная в процессе жизни или дрессировки. Условные рефлексы по характеру их образования можно разделить на натуральные и искусственные.

Натуральные условные рефлексы - это те рефлексы, которые образовались естественным образом, без вмешательства человека.

Собака, зайдя на тонкий лед в начале зимы, чувствует, как он трещит и ломается под ногами. Бывает, что животное проваливается, мочит лапы. Одного такого случая достаточно, чтобы собака начала стороной обходить лужи и водоемы, покрытые льдом. Такое поведение определяется натуральным условным рефлексом.

Искусственные условные рефлексы - это рефлексы, выработанные человеком в результате создания определенных условий.

Например, создавая соответствующие условия и применяя определенные раздражители, дрессировщик вырабатывает условный рефлекс посадки собаки по команде "Сидеть". Условный рефлекс в таком случае будет искусственным.

В процессе воспитания и дрессировки собаки могут выработаться нежелательные для нас условные рефлексы. Например, при приучении собаки к преодолению препятствий часто бывает так, что собака с первых попыток неудачно прыгает через барьер, бьется лапами или другими частями тела. В таких случаях может образоваться условный рефлекс избегания барьера (условный рефлекс может и не образоваться, о механизме и условиях образования условного рефлекса мы поговорим на следующем занятии).

Условный рефлекс обязательно образуется на базе безусловного рефлекса, реакции поведения или рефлекторного акта. Такой условный рефлекс называется условным рефлексом I порядка. В приведенном примере условный рефлекс избегания барьера выработан на базе пассивно - оборонительной реакции (в ее роли выступает физическое избегание болевых раздражителей).

Но условный рефлекс может быть выработан и на базе ранее выработанного условного рефлекса. В таком случае он будет называться условный рефлекс II порядка. Выработав условный рефлекс посадки по команде, дрессировщик на его базе может выработать условный рефлекс посадки по жесту, давая после жеста рукой команду "Сидеть" и поощряя посадку собаки. Условный рефлекс посадки по жесту будет условным рефлексом II порядка.

Условный рефлекс II порядка может являться базой для выработки следующих условных рефлексов. В таком случае далее выработанный условный рефлекс будет называться условным рефлексом высшего порядка.

Условные рефлексы также разделяют по степени их выработки. Проведя 1-2 тренировки по выработке посадки по команде, мы вырабатываем первоначальный условный рефлекс. Он еще не устойчив, проявляется не на каждую команду и требует дальнейшего закрепления. В случае воздействия отвлекающих раздражителей первоначальный условный рефлекс не проявляется. Постоянно отрабатывая данный условный рефлекс, мы развиваем его до стойкого условного рефлекса, гарантированно проявляемого в стандартных условиях обстановки. Но надеяться на безотказность работы собаки в любых условиях мы не можем. Для этого условный рефлекс следует отработать до навыка. Навык проявляется в любых условиях, при наличии большого количества сильных отвлекающих раздражителей.

Поведение собаки определяется условными и безусловными рефлексами. Безусловные рефлексы являются базой, той частью поведения, которая заложена в собаку природой. Условные рефлексы - выработанная часть поведения, формировать которую мы можем, создавая определенные условия и применяя необходимые раздражители.

Учение - изучение правил,
опыт - изучение исключений
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 502
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Набережные Челны
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.10 10:45. Заголовок: Условия образования ..


Условия образования условных рефлексов



Основа любой дрессировки - выработка простых навыков, из комплекса которых и состоит поведение. Простой условный рефлекс, как мы уже знаем (статья "Рефлексы"), - первый этап в образовании навыка. И крайне важно, вырабатывая то или иное поведение, знать, при каких условиях образовываются условные рефлексы. Соблюдая эти условия, вы сможете легко и быстро вырабатывать нужное поведение у вашего питомца, сможете также поддерживать выработанные навыки после окончания курса дрессировки. Несоблюдение хотя бы одного из правил, о которых сегодня пойдет речь, не просто затрудняет выработку условного рефлекса, это нарушение делает его выработку невозможным.

С другой стороны, часто неосознанно мы создаем такие условия, при которых у собаки вырабатывается нежелательное для нас поведение. Для профилактики таких проявлений, а также для корректировки поведения необходимо четко представлять себе, какие условия послужили причиной образования нежелательных рефлексов, и какие условия необходимо создать для того, чтобы такое поведение угасло.

В классической советской теории дрессировки сложилось представление о семи условиях образования условных рефлексов. Сейчас можно критиковать эту теорию, можно полностью отвергать ее, но как начинающим собаководам, так и специалистам - кинологам со стажем полезно знать об этих семи условиях.

Итак, для образования условного рефлекса необходимо:

Наличие двух раздражителей: индифферентного (будущего условного) и безусловного, который вызывает соответствующее действие собаки.

С безусловным раздражителем все более-менее ясно. Хотите, чтобы собака села - должен быть раздражитель, вызывающий эту реакцию. Например, нажатие на круп. Или лакомство, занесенное над головой собаки. Или рывок поводка. Главное, чтобы раздражитель вызвал нужную реакцию - посадку собаки. Причем эта реакция (рефлекс) должна быть врожденной (для простоты рассмотрения вопроса мы представим себе, что вырабатывается условный рефлекс первого порядка - см. статью "раздражители").

Индифферентный же раздражитель требует некоторого пояснения. Индифферентный - значит безразличный, то есть, не вызывающий реакции собаки. Но из определения раздражителя мы знаем, что любой раздражитель вызывает ответную реакцию организма - на то он и раздражитель. Какую реакцию будет вызывать команда "Сидеть", которую мы подадим недрессированной собаке? Такая собака, скорее всего, повернет к вам голову и прислушается. Собака, услышав команду, заинтересуется этим новым звуком, но сесть она и не подумает. Какую же реакцию вызовет раздражитель - команда "Сидеть" у собаки? Ориентировочную! Рефлекс, которым неподготовленная собака отвечает на команду "Сидеть", как, впрочем и на любую другую команду, называется рефлексом "Что такое?" и является врожденной реакцией поведения животного. Но почему мы называем этот раздражитель индифферентным? Да потому что он безразличен в плане проявления поведения посадки собаки по команде. То есть, изначально команда "Сидеть" не вызывает нужного нам поведения, и в принципе неважно, будет ли команда звучать "Сидеть", "Сядь" или как-то иначе. Неважно также, будет ли это звуковая команда, или жест. На любой раздражитель можно выработать любое поведение собаки. Поэтому мы и называем подобный раздражитель индифферентным - он абсолютно безразличен для собаки в плане проявления нужного нам поведения.

Применение этих раздражителей должно совпадать по времени в пределах 0,5-2 секунды.

Часто случается такая ситуация - хозяин, ненадолго оставив собаку, приходит домой и удивляется - квартира выглядит так, как будто в ней побывало ФБР. Автор всей картины - четвероногий Пикассо - бурно радуется приходу любимого хозяина. И, естественно, сразу получает "гонорар". Через некоторое время владелец собаки начинает замечать, что эффект от подобного воспитания один - собака уже не радуется приходу хозяина, а прячется и скулит. Причем "ФБР" навещает квартиру также часто, невзирая на регулярно проводимую "профилактику".

Рассмотрим эту ситуацию, вооружившись теорией и методикой дрессировки: зададим себе вопрос, соблюдается ли вышеприведенное правило и какой именно условный рефлекс вырабатывает у собаки такими действиями хозяин?

Конечно, из лучших побуждений, он пытается выработать негативную связь между "разрушающим" поведением собаки и наказанием. Но сколько времени проходит между началом поедания любимых хозяйских туфлей и применением соответствующих раздражителей хозяином? Несколько часов. Условный рефлекс при этом не вырабатывается, особенно если принять во внимание, сколько положительных эмоций приносит ощущение такой приятной на вкус разгрызенной кожи! А какое событие предшествует наказанию (как раз в пределах 0,5 - 2 секунды)? Правильно! Приход любимого хозяина… Теперь становится ясным, почему нежелательное поведение собаки не угасает, а боязнь хозяина развивается. И не надо думать, что собака "чувствует себя виноватой". То поведение, которое нам кажется признанием своей вины или "угрызениями совести", на самом деле - классическая демонстрация подчиненности сильнейшему в стае, которая исчезнет, как только "вожак" перестанет применять негативные раздражители. Таким образом, хозяин успешно решает проблему расстановки сил в "стае", но никак не изменяет нежелательного поведения собаки.

Действие сигнального раздражителя должно предшествовать действию безусловного в пределах 0,5-2 секунды.

Для того, чтобы понять причину, почему это правило работает, необходимо подробно изучить физиологический механизм образования условного рефлекса. Этим вопросом мы займемся в одном из следующих занятий. Сейчас же вам необходимо помнить: сначала подается команда "Сидеть", потом - выполняется рывок поводком. Если сначала дергать за поводок, собака сядет, но связи на команду в этом случае не образуется. Одновременная подача команды и применение механического раздражителя также бесполезны - в этом случае в нервной системе собаки возбуждение в ответ на звуковой раздражитель будет "подавлено" возбуждением в ответ на рывок поводком, и связь между командой и посадкой не образуется.

Часто приходится видеть, как неопытный дрессировщик дергает за поводок и одновременно кричит "Сидеть". Повторяя это сочетание много раз, он никак не может понять, почему же собака никак не реагирует на команду, а только становится все более забитой и запуганной.

Многократное повторение сочетаний условного и безусловного раздражителя в определенном режиме нагрузки и времени.

Обычно для выработки условного рефлекса мало одного раздражителя. Для того, чтобы на команду установилась связь, необходимо повторить это сочетание определенное количество раз. Но сколько конкретно? Можно ли выполнить 50 сочетаний на одном занятии, или необходимо отрабатывать по несколько сочетаний на каждом занятии? А какой перерыв должен быть между занятиями?

Ответы на такие вопросы дает только практика. Знание того, сколько, как часто и как долго необходимо отрабатывать те или иные упражнения - и есть методика выработки навыка. А если учесть еще и индивидуальные особенности собаки, то становится ясно, что создать эффективную методику выработки того или иного поведения можно только после многих лет напряженной работы, приобретения практического опыта и изучения теоретических основ зоопсихологии.

Нервные центры коры головного мозга во время выработки условного рефлекса должны быть свободны от других видов деятельности и должны находится в активном состоянии.

Что значит в активном состоянии, ясно: нельзя дрессировать спящую или уставшую собаку. Но активность собаки может быть разной. Если животное, например, занято тем, что пытается разгрызть найденную кость, вырабатывать навык подхода по команде, не стоит.

Сила возбуждения на безусловный раздражитель должна быть больше, чем на сигнальный, но не вызывать торможение.

Если команда "Сидеть" подается так, что собака от страха ложится на землю, ей уже будет все равно, дергаете вы за поводок, или нет. То есть, сила команды должна быть ровно таковой, чтобы собака ее услышала - не более того.

С другой стороны, не надо так "рвать" за поводок, чтобы собака выла от боли. Такой рывок вызывает торможение нервной системы, в таких условиях связь на команду также не вырабатыва6ется.

Посторонние раздражители, вызывающие ориентировочную реакцию и отвлечение, должны отсутствовать.

Например, бесполезно вырабатывать навык движения рядом, если кобель пытается броситься на своего собрата с целью выяснения отношений. Именно это условие диктует правило: вырабатывайте первоначальные условные рефлексы в условиях минимального воздействия отвлекающих раздражителей. Мало просто выехать за город, чтобы начать дрессировку по курсу послушания. Нужно еще в течение нескольких дней приучить собаку к площадке, на которой вы будете проводить занятия, чтобы свести к минимуму силу и тех немногих раздражителей, которые на этой площадке встречаются.

Еще раз приведем семь условий образования условных рефлексов:

1. Наличие двух раздражителей: индифферентного (будущего условного) и безусловного, который вызывает соответствующее действие собаки.
2. Применение этих раздражителей должно совпадать по времени в пределах 0,5-2 секунды.
3. Действие сигнального раздражителя должно предшествовать действию безусловного в пределах 0,5-2 секунды.
4. Многократное повторение сочетаний условного и безусловного раздражителя в определенном режиме нагрузки и времени.
5. Нервные центры коры головного мозга во время выработки условного рефлекса должны быть свободны от других видов деятельности и должны находится в активном состоянии.
6. Сила возбуждения на безусловный раздражитель должна быть больше, чем на сигнальный, но не вызывать торможение.
7. Посторонние раздражители, вызывающие ориентировочную реакцию и отвлечение, должны отсутствовать.

Если проанализовать причины неудачи при попытках выработки тех или иных навыков, становится ясно, что источник таких причин - несоблюдение какого-нибудь, а часто и нескольких условий выработки условных рефлексов.

Учение - изучение правил,
опыт - изучение исключений
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 504
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Набережные Челны
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.10 14:51. Заголовок: Типы высшей нервной ..


Типы высшей нервной деятельности у собак



Нервная система каждой собаки имеет свои индивидуальные особенности. Учет этих особенностей при подборе методики дрессировки - обязательное условие достижения приемлемого результата. Одна из основных характеристик индивидуальных особенностей собак - тип высшей нервной деятельности (тип ВНД). Типы ВНД определяются силой нервной системы, ее подвижностью и уравновешенностью.

Сила нервной системы
- способность выдерживать сильную и длительную нагрузку. Чем нервная система сильнее, тем более спокойно собака реагирует на сильные раздражители, какого бы происхождения они ни были. Громкий хлопок, световая вспышка вызывают у собаки с сильной нервной системой ориентировочную реакцию, но никак не страх. Уверенно оценить это качество можно также по тому, как собака реагирует на болевые раздражители. Животное с сильной нервной системой легко переносит большие психологические и физические нагрузки, связанные с интенсивной дрессировкой. При выполнении защитной работы такая собака не пасует "под давлением" помощника, при работе по следу прорабатывает длинный и сложный след, при поиске наркотиков и взрывчатки - надежно и уверенно досматривает больший объем и площадь объектов. В какой бы службе ни планировали использовать собаку, сильная нервная система - это длительная и безотказная работа в сложных погодных условиях и при наличии отвлекающих раздражителей.

Подвижность нервной системы - это преобладающая скорость протекания нервных процессов. Подвижные собаки постоянно активно двигаются, активно реагируют на раздражители, успокаиваются только после того, как получат достаточную нагрузку. Но даже после этого такие собаки быстро восстанавливаются. Собаки с подвижной нервной системой легко усваивают навыки, связанные с активной работой, например, преодоление препятствий, движение рядом с частой сменой темпа, многие защитные навыки. Но у подвижных собак часто возникают проблемы с выработкой выдержки. Собаки с малоподвижной нервной системой, напротив, легко усваивают навыки, связанные с процессами торможения, и труднее - связанные с активной работой.

Но кроме особенностей выработки тех или иных навыков, необходимо еще учитывать, как выработанные навыки сохраняются.

У подвижных собак навыки вырабатываются быстро, но имеют свойство так же быстро угасать. Для поддержки работоспособности такой собаки на должном уровне ее придется регулярно и много тренировать.

Животное с малоподвижной нервной системой дрессируется гораздо дольше, иногда неопытный дрессировщик может сделать ошибочный вывод о низких способностях своего питомца к обучению. Но выработанные навыки у такой собаки сохраняются гораздо дольше, при этом тренировать ее приходится гораздо меньше.

Уравновешенность нервной системы
- сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Неуравновешенные собаки неадекватно сильно реагируют на отвлекающие раздражители, приходят под их действием в сильное и неуправляемое возбуждение.

Учитывая приведенные выше характеристики, можно условно определить следующие типы ВНД собак:

Сангвинический тип ВНД - сильный, уравновешенный, подвижный.

Холерический тип ВНД - сильный, неуравновешенный, возбудимый.

Флегматический тип ВНД - сильный, уравновешенный, инертный.

Меланхолический тип ВНД - слабый с вариантами степени возбудимости.


Сангвинический тип ВНД

У собак с такой нервной системой четко выражены основные реакции поведения, эти реакции легко и быстро сменяют друг друга в процессе работы. Сангвиники быстро дрессируются, при этом выработанные навыки довольно качественно сохраняются. Сильные раздражители не вызывают чрезмерного возбуждения.

Холерический тип ВНД

Собаки сильно возбуждаются и быстро переключаются на раздражители. Условные рефлексы, связанные с развитием злобы, выработкой хватки, задержанием помощника быстро вырабатываются и преобладают над другими рефлексами. Первоначальная выработка условных рефлексов проходит очень быстро, но их совершенствование затруднено, так как собака сильно отвлекается в ходе работы. Трудно также выработать навыки прекращения нежелательных действий, длительную выдержку. На сильные раздражители собака сильно возбуждается, но после этого остается способной воспринимать команды и сигналы дрессировщика, так же легко переключаясь на другой вид деятельности.

Флегматический тип ВНД

На раздражители собака возбуждается медленно, так же медленно после возбуждения переключаясь на другой вид деятельности. В ходе дрессировки выработать условные рефлексы у флегматика тяжело, дрессировка проходит медленно, но выработанные навыки надолго сохраняются. На сильные отвлекающие раздражители собака реагирует слабо.

Меланхолический тип ВНД

Сильно выражена ориентировочная реакция на новое место, запахи. Подвижные меланхолики беспричинно суетливы, малоподвижные - пассивны. Воздействие сильных раздражителей вызывает страх, срывы. Основные реакции поведения проявляются слабо. При дрессировке выработанные первоначальные условные рефлексы отличаются неустойчивостью, проявляются слабо, совершенствование рефлексов до стойких навыков затруднено.

Учение - изучение правил,
опыт - изучение исключений
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 550
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Набережные Челны
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.10 09:01. Заголовок: Основные и преоблада..


Основные и преобладающие реакции поведения у собак





Нервную систему собак характеризуют не только такие качества, как сила, скорость и возбудимость, но реакции поведения.

Реакции поведения - стремление собаки осуществить те или иные действия, основанное на комплексе рефлекторных актов и простых безусловных рефлексов.

С этим понятием вы уже сталкивались в материале Воскресной школы "Рефлексы". Сегодня рассмотрим реакции поведения подробнее.

Поведение собаки - это сложная рефлекторная деятельность, результат проявления многочисленных условных и безусловных рефлексов на всевозможные раздражители внешней и внутренней среды. В начале жизни у щенка проявляются простые врожденные рефлексы и рефлекторные акты, обеспечивающие его выживание в определенных условиях. В дальнейшем эти рефлексы усложняются условными рефлексами, обеспечивающими более совершенные приспособительные функции организма к новым, постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

У взрослой собаки отдельные простые рефлексы и рефлекторные акты объединяются в сложные реакции поведения цепного характера, направленные на выполнение жизненно важных функций организма. Поведение взрослой собаки бывает настолько сложным, что малоопытному дрессировщику трудно заметить отдельные рефлексы. При внимательном наблюдении за рефлекторной деятельностью собаки можно выделить однородные группы рефлексов, проявляющиеся закономерно в определенной последовательности. Такие группы рефлексов называются реакциями поведения.

Из общего поведения собаки можно выделить следующие виды реакций: пищевая, защитно-оборонительная, апортировочная, ориентировочная, поисковая, привязанности, половая, родительская, игровая, подражательная и общения. Эти реакции составляют основу жизни животного и используются или учитываются в практике дрессировки служебных собак. Большинство основных реакций поведения - составная часть более сложных, запрограммированных, врожденных реакций организма, называемых инстинктами. Инстинкты отличаются от основных реакций поведения тем, что они управляются специфическими физиологически активными веществами и гормонами, поэтому всегда стереотипны и доминируют над другими реакциями.

ОСНОВНЫЕ РЕАКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Пищевая реакция

Пища - основа жизни собаки, определяющий фактор в формировании многих реакций поведения, в частности пищевой. Проявляется у голодной собаки, направлена на поиск, добывание и поедание пищи. Пищевая реакция является не только видовой, но и родовой, и даже имеет много сходного в целом семействе, например, псовых. Условные рефлексы, приобретенные в период поиска и поедания пищи, определяют характер пищевой реакции каждой собаки. Недостаток корма в период роста и развития молодой собаки вырабатывает у нее чрезмерную активность поиска пищи, сильную пищевую реакцию при виде корма и жадность при поедании. Условные рефлексы, приобретенные в связи с приемом корма, становятся натуральными, прочно закрепляются и долго сохраняются. Поэтому при недостаточном кормлении у молодых собак развивается и интенсивно проявляется пищевая реакция, при регулярном и правильном кормлении пищевая реакция развивается умеренно и проявляется в малоактивной форме. Надо учитывать, что у собак с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта пищевая реакция недостаточно развита и, как правило, у них плохой аппетит. Он может совсем отсутствовать при заболевании, переутомлении, смене пищи и режима кормления. Такие собаки имеют плохую упитанность и слабо поддаются дрессировке вкусопоощрительным методом.

Необходимо помнить, что большинство рефлексов у собак вырабатывается на базе пищевых рефлексов и реакции поведения. Знание и глубокое понимание пищевой реакции помогает дрессировщику легко ориентироваться в выборе метода и способа дрессировки своей собаки, в правильном применении пищевых раздражителей, а также позволяет методически грамотно выполнять приемы дрессировки.

Оборонительная реакция

Эту реакцию определяет большая группа врожденных и приобретенных двигательных рефлексов, направленных на сохранение жизни от врагов и различных вредных факторов внешнего воздействия. Поэтому эта реакция называется защитно-оборонительной. Она дает возможность собаке по определенным сигналам избегать опасности или активно бороться с ней. В основе активно-оборонительной реакции лежат сложные двигательные акты, связанные с перемещением тела в пространстве в целях нападения на источник опасности или удаления от него. На базе врожденных защитно-оборонительных реакций образуются сложные условные рефлексы, которые в конечном итоге определяют характер и особенности проявления защитно-оборонительной реакции. У взрослой собаки она может проявляться в трех формах: активно-оборонительной, пассивно-оборонительной и смешанной (злобно-трусливой).

Активно-оборонительная реакция формируется при ровном, спокойном, уравновешенном обращении дрессировщика с собакой. Для формирования этой реакции необходима правильная организация воспитательной дрессировки щенков в возрасте от двух до шести месяцев. В этот период у щенков следует вырабатывать и развивать активность всех двигательных реакций, не допуская проявления пассивности, осторожности, боязливости и трусости. В процессе служебной дрессировки необходимо закреплять и совершенствовать активность собаки, вырабатывать смелость, небоязнь, умеренную злобность и недоверчивость к посторонним людям. Собаки с активно-оборонительной реакцией, как правило, хорошо поддаются дрессировке, тренировке и дают наиболее эффективные результаты на службе.


Пассивно-оборонительная реакция формируется при неумелой организации воспитательной дрессировки щенков, а также при грубом и жестоком обращении с собакой во время дрессировки и тренировки. Применение сильных болевых раздражителей дрессировщиком вырабатывает у собаки пассивность, вялость, боязливость, переходящие в робость и трусость. Собака с пассивно-оборонительной реакцией малоподвижна, боится сильных раздражителей; уклоняется от ударов, убегает или прячется от неблагоприятных условий, при виде помощников ложится на землю, покорно подчиняется даже постороннему человеку.


Пассивная реакция в поведении собаки задерживает образование положительных условных рефлексов. Выработанные условные рефлексы на команды и жесты дрессировщика легко затормаживаются всевозможными внешними раздражителями. Такие собаки имеют низкие рабочие и служебные качества. Если пассивность у собаки переходит в боязливость и трусость, то такие собаки к службе непригодны и подлежат выбраковке.


Злобно-трусливая реакция поведения формируется при неправильной дрессировке собак. Чаще всего она образуется у молодых собак в возрасте от шести до десяти месяцев, когда пытаются развивать злобную реакцию при отсутствии активной реакции и общей смелости у собаки.


Злобная реакция поведения чаще всего бывает у собак, имеющих сильно выраженную активно-оборонительную реакцию, при частом развитии злобы в процессе дрессировки. Последнее мешает дрессировке и применению собак на службе, особенно для розыскных и сторожевых целей. Иногда приходится выбраковывать собак, имеющих чрезмерно злобную реакцию.


Ориентировочная реакция поведения

Врожденная реакция на новые или необычные раздражители и раздражители большой силы, проявляется в виде ориентировочно-установочного рефлекса "Что такое?" и исследовательских рефлексов обнюхивания, прислушивания, облизывания и т. д. Ориентировочные рефлексы - источник образования новых условных рефлексов собаки. С накоплением большого количества условных рефлексов ориентировочная реакция проявляется умеренно и в конечном итоге соединяется с условными рефлексами, обеспечивающими ориентирование собаки в сложной обстановке. Ориентировочная реакция в зависимости от сложившихся условий может заменяться другими реакциями: пищевой, активно-оборонительной, пассивно-оборонительной и чаще всего поисковой реакцией.

Поисковая реакция

Врожденная реакция поведения. Она обеспечивает выживание организма собаки. В процессе жизни и дрессировки собаки эта реакция обусловливается огромным количеством условных рефлексов и образует условно-рефлекторные комплексы с другими реакциями поведения. Работа собаки по чутью связана с проявлением обонятельно-поисковой реакции. При внимательном наблюдении во время ее постановки на запаховый след можно легко заметить и выделить составные элементы обонятельно-поисковой реакции: отыскивание на участке местности запахового следа, оставленного при передвижении человека, животного; определение направления движения человека или животного; преследование человека, животного до обнаружения и задержания.

В практике дрессировки известны случаи, когда собаку не могли приучить работать по следам. При исследовании было обнаружено, что у таких собак нет отдельных элементов обонятельно-поисковой реакции. Такие собаки непригодны к дрессировке для розыскной службы и не могут быть использованы в работе по чутью.

Реакция привязанности

Это сложные условно-рефлекторные акты животного, проявляющиеся в виде ласки, нежности, ожидания, покорности, подражания, послушания, радости, защиты и охраны человека. Эта реакция формируется при длительном совместном пребывании и взаимодействии человека и собаки. Реакция привязанности лежит в основе установления контакта дрессировщика с собакой, без которого невозможна дрессировка и использование собаки на службе. Хороший контакт дрессировщика с собакой - главное условие ее безотказной работы. У собак есть и другие реакции поведения, но они не представляют практического интереса и не используются в дрессировке собак.

Об апортировочной реакциимы писали в выпуске рассылки "Методы развития апортировочной реакции поведения".

ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ РЕАКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА


При изучении особенностей проявления основных реакций поведения у собак можно заметить, что в зависимости от условий их формирования у каждой в отдельности эти реакции проявляются с различной силой активности. У одних собак, например, сильнее выражена пищевая, ориентировочная, поисковая; у других - активно-оборонительная, привязанности, а у отдельных собак над всеми видами реакций поведения преобладает пассивно-оборонительная. Реакция, которая у собаки проявляется постоянно в сильной степени на специальные раздражители, называется преобладающей.

Преобладающие реакции поведения у собак иногда проявляются в смешанной форме: пищевая с активно-оборонительной или ориентировочная с пассивно-оборонительной, и малоопытному дрессировщику трудно в них разобраться, особенно когда все реакции выражены сильно или слабо (последний фактор зависит от типа высшей нервной деятельности и индивидуальных особенностей собаки). Поэтому для выявления преобладающей реакции поведения приходится прибегать к специальным способам и приемам определения и оценки этих реакций поведения.

Все хотят добра. Не отдавайте его. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 34
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 100 месте в рейтинге
Текстовая версия